• Крушение  имперского  поезда

Крушение имперского поезда

. \\ Харьков \\ Мир \\ АТО

Источник: rg.kiev.ua

Страницы истории

17 октября 1888 года семья императора Александра III  возвращалась поездом в Санкт-Петербург из крымского имения в Ливадии. В 14 часов у станции Борки под Харьковом внезапно произошел мощный толчок, и 10 вагонов царского поезда сошли с рельсов.
Чудесное  спасение
АЛЕКСАНДР III с женой и детьми не пострадали. В момент крушения они находились в вагоне-столовой. Но часть вагонов разнесло буквально в щепки, погибли 20 человек.
Состав был сброшен на левую сторону насыпи и представлял собой ужасное зрелище: без колес, со сплюснутыми и разрушенными стенами, крыша одного из вагонов лежала частью на нижней раме. По свидетельству очевидцев, первым толчком повалило всех на пол; когда после страшного треска и разрушения пол провалился и осталась одна рама, все оказались на насыпи, придавленные крышей.
Из-под вагона выбрались император, императрица, цесаревич Николай Александрович – будущий российский царь Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения, вельможи свиты, бывшие приглашенными к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделалось легкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева, которому раздробило палец руки.
Государь лично руководил извлечением жертв и пострадавших из-под обломков поезда, а императрица с медперсоналом обходила раненых и оказывала помощь.
Виноват,  как  всегда,  стрелочник
ВЕСТЬ о крушении царского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь поспешила со всех сторон. С ведома царя расследование причин катастрофы в Борках было поручено прокурору уголовного кассационного департамента Сената Анатолию Кони.
Сразу же после аварии главный инспектор железных дорог барон Шернваль, который ехал в царском поезде и сломал ногу, вызвал управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог Сергея Витте и директора Харьковского политехнического института Виктора Кирпичева, чтобы они провели расследование на месте.
Основная версия – крушение в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости – поездам такого объема тогда не разрешалось ехать быстрее 20 верст в час, а царский поезд согласно расписанию должен был преодолевать по 37 верст каждый час. На деле же перед крушением состав шел со скоростью под семьдесят.
Трое следователей не определили непосредственную причину аварии. Кирпичев все свалил на гнилые деревянные шпалы, а Витте настаивал, что это было вызвано превышением скорости, что освобождало от ответственности железнодорожное управление.
Через несколько месяцев незавершенное расследование было прекращено по высочайшему повелению. Дело тихо закрыли, а подрядчика строительства Курско-Харьковской линии Самуила Полякова, который умер за два месяца до аварии, посмертно обвинили в низком качестве строительства железной дороги. Сам же Витте от этой катастрофы только выиграл – его назначили директором императорских железных дорог.
Террористы  не  дремлют
НО существовала в то время и другая версия. Она была изложена в воспоминаниях военного министра Владимира Сухомлинова и русского юриста Михаила фон Таубе – сына инспектора императорских поездов. Согласно ей, крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара царского поезда, связанный с революционной организацией «Народная воля». Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошел с поезда на остановке перед взрывом и скрылся за границу. Согласно свидетельствам, в момент аварии поезд резко покачнулся, и спустя мгновение вагон столовой разорвало в клочья, колеса с половиной вагона отрезало взрывом, а после событий в семье шли разговоры якобы исключительно о теракте, а не об обычной аварии. Официальная версия о неисправности путей была более выгодна властям, дабы не провоцировать возможные дальнейшие действия террористов.
Правда, год спустя после катастрофы царского поезда, в июле 1889 года, на том же месте произошло еще одно крушение пассажирского поезда. И хотя участок пути Тарановка – Борки был полностью восстановлен, его опять признали аварийным. И опять-таки из-за некачественных строительных работ.
Молебен  о  спасении
ЧЕРЕЗ три года на месте крушения царского поезда был сооружен храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения. А на том месте, где императрица с детьми ухаживала за больными, администрацией Курско–Харьково–Азовской железной дороги разбит сквер, оказавшийся между храмом и часовней.
В советское время остановочная платформа железной дороги между станциями Тарановка и Борки носила название Первомайская, как и находящийся рядом поселок, и была мало кому известна, кроме местных жителей.
Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня повреждена. Без купола сооружение простояло более 50 лет. И лишь в начале 2000-х годов часовня была отреставрирована при помощи железнодорожников, а этот эпизод истории получил широкую огласку.